Дислексия
Под термином дислексия принято понимать специфическую неспособность человека читать.
Большинству простых людей это понятие незнакомо, как и другая формулировка - «нарушение фонематического слуха», то есть способности выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Это, впрочем, не совсем верно и отражает лишь часть проблнмы.

Несколько десятилетий назад само понятие дислексия не было распространено, и такие проблемы развития ребенка, как неспособность читать, неграмотность, несобранность и сложности с восприятием теоретического материала (особенно в части правил языка), проявляющиеся в процессе обучения, списывались на лень, нежелание учиться, «запущенность» и так далее.
«Типичных» дислексиков не бывает, каждый дислексик уникален, имеет свои особенности, и все же есть общие признаки, характерные для большинства из них. Такие дети живут совершенно в другом темпе, и иногда взрослым кажется, что в другом мире. На самом деле так и есть – у них свой мир, мир образов. Они медлительны, легко отвлекаются, не могут сосредоточиться, могут страдать плохой координацией движений, могут часами зависать у окна, или играть с кошкой, или заниматься другим любимым делом. Часто родители даже не понимают, чем их ребенок занимается – кажется, что он просто валяет дурака, бездельничает. Дислексики никуда не торопятся, не владеют чувством времени. Если даже и захотят поспешить, то все равно опоздают - вокруг так много интересного и на все надо обратить внимание! А еще чтобы куда-то успеть, надо заранее собраться, а вот это для них самое сложное. В школе большинство их них медленно пишут и читают, и всегда с ошибками, всегда отстают от других одноклассников, не успевают записать домашнее задание, очень долго делают уроки (обычно с чьей-то помощью), страдают низкой самооценкой и испытывают к школе сильную неприязнь.
Книга глазами дислектика
Самое интересное, что большинство родителей не подозревают о дислексии у своего ребенка до тех пор, пока он не пойдет в школу. И даже тогда их дети просто имеют репутацию неумных, ленивых и невнимательных.

Но ведь это совсем не лень. Просто дислексики мыслят не вербально, то есть не словами, а образами. Они и мир вокруг себя воспринимают не как набор слов, некоторые из которых для них вообще ничего не значат (потому что для этих слов нет образов), а огромный увлекательный калейдоскоп красок, образов, движений, звуков и запахов. Редко кто другой кроме дислексика может так воспринимать окружающий мир во всей его полноте и общаться с ним на своей, особенной, частоте восприятия. Именно поэтому они очень наблюдательны, обладают отличным слухом, обонянием и хорошей фотографической памятью. Поэтому не удивляйтесь, если Ваш ребенок видит, слышит или обоняет что-то, что не доступно Вашему слуху, зрению и обонянию. И он ничего не выдумывает – просто его чувства более острые и по-другому настроены.

Разумеется, не все дети, испытывающие затруднения при обучении, страдают дислексией. Многие из них со временем избавляются от сложностей без каких-либо специальных усилий, другим помогают репетиторы и дополнительные занятия, третьи, к сожалению, действительно оказываются лентяями.

Однако у дислексии есть важная особенность. Человек, страдающий ей, несмотря на серьезные затруднения с восприятием письменного текста, чтением, письмом, многими другими обыденными для большинства людей навыками, не является «отсталым», «неумным».

Напротив, ребенок с дислексией, к всеобщему изумлению, может проявлять недюжинные таланты в искусстве, науке, показывать себя одаренным практиком (при слабом, подчас очень проблематичном восприятии теории). У него может быть высокий уровень интеллекта.

И тем не менее возникают все описанные проблемы: слабо воспринимаются и запоминаются буквы и их последовательности, да и всякие другие последовательности (это одна из отличительных особенностей дислексиков), возникают трудности с обучением, чтением вслух, управлением временем и многое другое.
Made on
Tilda